В сегодняшней статье мы поговорим о том, почему отбирают лицензии у российских банков? Что является катализатором банковского кризиса в России? Сколько лицензий отберет ЦБ в ближайшее время (по прогнозам аналитиков CreditSights)? Чего добиваются банкиры относительно "страховой суммы" - резервов, перечисляемых в ЦБ?
Пожар банковского кризиса, ярко вспыхнувший в России в прошлом году, отнюдь не потух.
С лета 2013 г. "сгорели" уже 20 финансовых учреждений. Одни банки пострадали из-за непродуманной инвестиционной политики. Другие не смогли адаптироваться к низкоинфляционной экономике. Третьи пали жертвой излишнего доверия государству, занявшись централизованным кредитованием, и не получив назад своих денег.
Между тем, если банковский кризис в 2014 г. не будет признан государственной проблемой первостепенной важности, экономика испытает серьезные сбои в своей "кровеносной системе".
Около 13 российских банков находятся сейчас в плачевном положении, хотя и не потеряли пока возможность работать. По прогнозам агентства CreditSights в ближайшие три месяца ЦБ отзовет еще 3 лицензии на право банковской деятельности. Самыми "урожайными" станут май, июнь, июль когда лицензий будут лишены 4–5 банков.
Банк закрыли, компания – банкрот
Прошлогодний коллапс, разрушивший поволжский рынок межбанковских кредитов, стал катализатором банковского кризиса:
• Вслед за средними банкам, активно работавшими на рынке краткосрочных МБК и погоревших на нем, стали замораживать платежи крупные банки, кредитовавшие металлургическую и химическую промышленность.
• Многие российские банки не могут перекредитоваться на рынке "коротких денег", чтобы покрыть дефицит по невозвращенным долгосрочным кредитам и повысить таким образом свою ликвидность.
• Фактическое банкротство некоторых металлургических заводов – крупных клиентов банков – повлекло за собой кризис самих банков.
Крупнейшие заемщики – промышленные и сельскохозяйственные предприятия, "высосав" из банков ресурсы, оказались не в состоянии вернуть их.
Надежность вкладов под надзором
Правительству предстоит кардинально разрешить кризис неплатежей, а также сделать эффективным применение банкротств в отношении промышленных предприятий – должников банков.
Существовавшая система контроля над состоянием банков не всегда позволяла ЦБ оперативно отслеживать негативные изменения в балансах банков и своевременно принимать меры. Центральный банк принял решение "мобилизовать" департамент банковского надзора для раннего реагирования в регионах.
Департамент занимается дистанционным надзором на основе той отчетности, которую банки ежеквартально предоставляют в ЦБ. Система раннего реагирования основана на методах, приближенных к международным стандартам, и позволяет отделить банки, вступившие на путь, который может привести к банкротству и потере вкладчиками своих денег.
Какой банк лучше – слабый или разоренный
Ужесточение требований к капиталу банков вполне оправдано. Опыт кризисных банков показал, что основная причина их разорения – то, что они принимали на себя риски, намного превышающие капитал.
Банкиры продолжают добиваться снижения обязательных резервных требований:
• По своему прямому назначению резервы, перечисляемые банками в ЦБ, должны служить "страховой суммой".
• "Страховку" банк мог бы использовать, если он испытывает кратковременные трудности с ликвидностью.
• По существующему законодательству размораживать обязательные резервы нельзя, ЦБ возвращает их только после отзыва у банка лицензии.
Любопытно, что глава ЦБ выступает за снижение норм резервирования и изменение закона, который бы допускал временное использование резервных средств для улучшения ликвидности. Но бюджетные проблемы пока не позволяют реализовать эти идеи.
автор статьи: Анатолий Волошинский
Понравилась статья? Поделись ей в социальных сетях!
0 Оставьте свой комментарий:
Отправить комментарий